Три судьбы: Голованов, Прокофьев, Мясковский


Три судьбы: Голованов, Прокофьев, Мясковский

Их можно назвать ровесниками. Все трое родились в конце «золотого» XIX века. В этом году у каждого из них – юбилей. Николаю Голованову – 130, Сергею Прокофьеву – 130, Николаю Мясковскому – 140. Именно юбилеи и стали формальным поводом для объединения композиторских имен в одну афишу концерта из абонементного цикла «Круглая дата».

Есть и неформальная причина обращения к творчеству этих больших художников – желание художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра Михаила Грановского вернуть слушателю творчество незаслуженно забытых композиторов, как Голованов и Мясковский, и с новой стороны показать, казалось бы, известного Прокофьева.

Трех композиторов сближает не только историческая эпоха, то есть события, которым они стали свидетелями и даже участниками, но и общность художественных вкусов и мировосприятие. При всем различии их темпераментов, характеров и композиторских почерков, в их сочинениях можно обнаружить общие черты, характерные для музыки первой половины ХХ века.

Более того, жизнь свела вместе и подружила сына военного дирижера Николая Мясковского и наследника купеческого рода Сергея Прокофьева. Оба учились в Санкт-Петербурской консерватории у одних и тех же наставников – по классу композиции у А. Лядова, по классу оркестровки – у Н. Римского-Корсакова. В 25 лет молчаливый офицер Мясковский знакомится с дерзким пятнадцатилетним Прокофьевым, установившиеся дружеские отношения не ослабевали на протяжении всей жизни обоих композиторов.

Николай Голованов, несмотря на то, что принадлежит другой композиторской школе – московской (в консерватории учился у М.М. Ипполитова-Иванова), но он оказался таким же поборником русской темы, национального искусства, как и Мясковский и Прокофьев. Однако в музыкальную историю страны он вошел как «главный дирижер Советского Союза». Николай Семенович работал дирижером в Большом театре в 1919—1928 и 1930—1936 годах, а в последние пять лет своей жизни возглавлял оркестр Большого театра. Работа Николая Голованова в Большом театре ознаменовала новую эпоху в истории труппы. Голованов был вдохновенным и требовательным артистом, он поднял художественный уровень оперных спектаклей на исключительную высоту. Более 15 лет возглавляя Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических произведений Глинки, Рахманинова, Бородина, Чайковского, Мусоргского, Глазунова и многих других композиторов. Фамилия Голованова также ассоциируется с регулярными трансляциями классической музыки, осуществлявшимися советским радио.

В программу концерта включены произведения, которые в Томске звучали очень давно, как Симфония №21 Н. Мясковского и Симфония №7 С. Прокофьева, или вовсе не звучали ранее, как Русская увертюра Н. Голованова. Особым подарком для слушателей станет выступление Никиты Борисоглебского, который будет солировать в Концерте №2 для скрипки с оркестром С. Прокофьева. Приезд в Томск известного скрипача поддержан Министерством культуры и проходит в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».