Жанры – ничто, впечатление – все!


Жанры – ничто, впечатление – все!

Оркестр русских народных инструментов Кузбасса зажег томскую публику игрой на жалейках, окаринах, волынках, балалайках и гуслях.

И не стоит спрашивать, какое отношение народные инструменты имеют к классической музыке – музыканты своей великолепной игрой убедительно ответили на этот вопрос – прямое. Концерт «Больше, чем оркестр», вписанный в программу Фестиваля-конкурса Томской филармонии, стал подарком для слушателей, настоящим праздником и торжеством хорошей музыки, без деления ее на стили и жанры. 

Пятнадцать лет не слышал Томск коллектив, прибывший из дружественной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова. За это время сменилось целое поколение слушателей. Да и сам оркестр существенно изменился и по составу, и по репертуару.  

С приходом в 2010 году Игоря Новикова, который занял пост художественного руководителя и главного дирижера, оркестр народных инструментов стал исполнять произведения разных жанров, стилей, направлений, в том числе и нехарактерных для русских народных инструментов – это и джазовая музыка, с настоящими импровизациями, и эстрада, как отечественная, так и зарубежная, и современная академическая музыка, написанная специально для народных инструментов.  

И весь это калейдоскоп стилей, жанров, направлений, голосовых красок оркестра и был предъявлен томской публике 24 ноября. Виртуозность исполнения и такая же виртуозность переходов от народной темы к теме джазово-эстрадной и покорила слушателей. 

Даже свою «родовую» принадлежность к народной музыке оркестр под управлением Игоря Новикова показал разнообразно. Начали с классического формата – с «Русской пляски» из оперы Т. Хренникова «Безродный зять». И с первых же минут стало ясно, что успех гостям обеспечен. Секрет не только в особом репертуаре, но и в особом звучании оркестра, причем превосходном звучании. Изумительный звук и строй покорил сразу.   

А затем гости преподнесли подарок томичам – три русских народных песни «Тройка мчится, тройка скачет», «Дуней-тонкопряхой», «У ворот, ворот» 

в исполнении уроженца Томска тенора Дмитрия Ганина. Несколько лет назад солист Кемеровской филармонии участвовал в проекте Томской филармонии – пел на премьере оперы «Ермак» Олега Проститова. И вот новая встреча. Красивый тембр голоса и артистизм Дмитрия – все способствовало тому, чтобы разбудить в сердцах слушателей радость.  

На гастроли в Томск оркестр народных инструментов Кузбасса приехал незадолго до своего 30-летия, которое он отмечает 17 декабря. И приехал с премьерой, которую приготовил к своему юбилею. Томичи одними из первых услышали оркестровое исполнение ямщицкой песни «Степь да степь кругом» в обработке современного петербургского композитора Евгения Петрова. Особенно ярким оказался фрагмент, когда кантиленная, протяжная, как заунывная жизнь ямщика, мелодия внезапно сменяется оркестровым тутти, изображающим сильные порывами ветра, которые в конце затихают, и вновь тихо-тихо начинает звучать знакомый мотив ямщицкой песни. Если вспомнить, что ямщицкий извоз несколько столетий был главным промыслом в Томской губернии, то можно сказать, что кемеровчане напомнили бывшему губернскому городу о его корнях.  

Чуть позже прозвучало еще одно сочинение питерского композитора, с которым художественный руководитель оркестра недавно начал сотрудничать. Фантазия Евгения Петрова «Время собирать камни» отсылает сразу к двум источникам – к русской и английской народной традиции. В исполнении этого произведения стоит особо отметить солистов: Наталью Фольц (домра), Ирину Кищук (домра), Марину Ащеулова (альт), Анну Блинову (альт), Артема Соболева (баян), Андрея Григорьева (бас гитара).  

Удивил Кузбасский оркестр и забытыми голосами русских народных инструментов – жалейки и акарины. Представлял эти «голоса» Юрий Ткаченко – не только прекрасный исполнитель, но и изготовитель этих инструментов. Производством и реставрацией жалеек, окарин, а также волынок, дудуков и других духовых народных инструментов Юрий занимается со времен студенчества, то есть с 80-х годов прошлого века. У него сегодня огромный парк таких «забытых» инструментов. В его коллекции есть и ренессансные лютни, волынки, ударные инструменты.  

- Очень жаль, что сегодня забыли об этих удивительных «голосах», - считает Игорь Новиков. – В свое время композиторы, которые писали для народных инструментов, использовали в своих сочинениях и жалейки, и гудочки.  

Работая с прославленным Национальным академическим оркестром народных инструментов имени Н.П. Осипова, Игорь Иннокентьевич на практике испытал, какое сильное впечатление на современного слушателя производит звучание старинных инструментов.  

 А когда роскошная палитра голосов русских народных инструментов была дополнена еще дудуком и шотландской волынкой, то восторгу томских слушателей не было предела. И снова блистал Юрий Ткаченко – и в старинной армянской мелодии «Лодочник», и в старинная восточная мелодия «Сен Гельмес Олдун», и, конечно, в шотландском рилле «Фартук массона». К тому же, он вышел в шотландском килте! 

Надо сказать, что мелодии других народов, как народные, так и авторские произведения, прозвучавшие во второй половине концерта, не просто расширили музыкальное пространство концерта, но и жанровые рамки. После исполения «Сиртаки» М. Теодоракиса, песен на испанском и итальянском, джазового стандарта Колла Портера и «Собачьего вальса» в духе «Терем-квартета» и других произведений даже зрители могли сказать, что Оркестр народных инструментов Кузбасса – больше, чем оркестр!  

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.