Людмила Пилипчук: «Живая музыка не канет в лету»


Людмила Пилипчук: «Живая музыка не канет в лету»

Генеральный директор Государственного автономного учреждения культуры «Филармония Кузбасса имени Б.Т. Штоколова» Людмила Владимировна Пилипчук - о новом формате работы филармонии, трудностях, успешных проектах и достижениях 2020-года.

- Уважаемые читатели «Музыкального журнала», примите искренние поздравления с новолетием от Государственной филармонии Кузбасса имени Бориса Тимофеевича Штоколова!

2020-й год ушёл в историю. Он стал для всего человечества нашей планеты годом больших испытаний. Были ли мы готовы к работе в новом формате? Нет. Переход на онлайн-трансляции творческих проектов филармонии поставил перед нами сложные задачи. Артисты, особенно крупных коллективов – оркестров, балета – оказались в изоляции и, конечно, репетиционный процесс в том понимании, к которому мы привыкли, был сорван. Вместе с тем каждый занимался индивидуально, простоев  в работе не было, и уже в мае коллективы возобновили традиционные репетиции с соблюдением мер безопасности. К этому времени мы уже изготовили для оркестров защитные экраны (для групп духовых инструментов), приобрели санитайзеры, медицинские маски, перестроили работу службы контроля (ввели ежедневные измерения температуры тела  каждому входящему в здание филармонии). Артисты с большим энтузиазмом приступили к репетициям в усиленном режиме. Готовились новые концертные программы.

#филармониянадому, онлайн-фестиваль и новые проекты

Наряду с проблемами, перед которыми мы встали, выполняя новые задачи, появились и активно развиваются различные формы работы в виртуальном пространстве для наших зрителей. В июне мы провели международный органный фестиваль «Века и пространства» в онлайн-формате. В дни этого фестиваля филармония предоставила свои интернет-площадки не только своим артистам, но и органистам России, Швейцарии, Германии, Испании. Проект был отмечен вниманием зрителями и получил множество откликов. Мы также научились изготавливать видеоролики (так, ролик Губернаторского камерного хора «Не болейте, доктор» набрал почти 50 тысяч просмотров в интернете), стали более активно работать с нашими зрителями через социальные сети, запустили обновлённую версию сайта филармонии.

Иной формат работы потребовал ввести онлайн-трансляции, и в филармонии была создана служба цифровых проектов. Однако первое время техническое обеспечение это службы оставляло желать лучшего. Специалисты вынуждены были буквально на коленке вести записи концертов без зрителей и транслировать их на сайте и в наших социальных сетях. Спустя некоторое время мы приобрели видеокамеры и сопутствующее оборудование. Это позволило вывести трансляции на новый, более качественный уровень и запустить проект #филармониянадому. В режиме прямых и архивных трансляций филармония работала 24 часа в сутки, на сайте учреждения стали доступны новые сервисы: «Онлайн-трансляции», «Видео концертов», подкасты для малышей «Сказки на ночь», «Мастер-классы» для подростков и молодёжи, просветительские онлайн-лекции музыковедов. Филармония стала ещё более открытой к запросам зрителей и показала не только концертные видео, но и прямые трансляции репетиций. Всё это позволило сохранить профессиональные навыки артистов, поддержать рабочий ритм, и хотя дыхание зала мы не ощущали, но мы получали большое количество отзывов на сайте и в социальных сетях, и это, безусловно, придавало сил.

О трудностях и поддержке

В ситуации новой реальности оказались все учреждения культуры и, конечно, мы с руководителями концертных организаций Сибирского федерального округа делились проблемами, искали пути успешного выхода из сложившегося положения. 4 июня состоялся онлайн-форум «Культура на дом – новая реальность». На пленарном заседании вместе с нами на экране делились своими мыслями Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству, Ольга Ярилова, заместитель министра культуры Российской Федерации, Валерий Гергиев, народный артист России, художественный руководитель и генеральный директор Государственного академического Мариинского театра, Серей Цивилев, губернатор Кемеровской области, Марина Евса, министр культуры и национальной политики Кузбасса. Затем работа продолжилась по секциям, где руководители концертных организаций Сибирского федерального округа обсудили жизнь своих творческих коллективов во время пандемии, поделились опытом работы в новых условиях, представили свои онлайн-проекты, поддержали друг друга. Одним из наших самых успешных проектов в формате онлайн стал разработанный специалистами филармонии и воплощённый в жизнь органный фестиваль «Века и пространства», о котором шла речь выше. Этот проект получит продолжение и в наступившем году.  

Безусловно, самым серьёзным последствием пандемии явилось отсутствие финансов. Живые концерты прекратились с марта, и с этих же пор мы не получали финансовых средств от платных услуг. Вместе с тем мы благодарны губернатору, министерству культуры и национальной политики Кузбасса за поддержку, благодаря которой, в частности, удалось сохранить в полном объёме заработную плату работников, невзирая на то, что карантин заставлял всех находиться дома. Были и другие положительные моменты: в период самоизоляции мы начали и к открытию нового концертного сезона завершили ремонт Большого концертного зала на средства федерального бюджета к празднованию 300-летия Кузбасса, которое состоится 6 июля этого года. Мы благодарны нашему государству за то, что для концертных организаций, в том числе, была возможность взять невозвратный беспроцентный кредит на возобновление деятельности. Конечно, этим прекрасным шансом мы воспользовались.  К началу концертного сезона мы приобрели световое и звуковое оборудование для Большого зала (старое оборудование не обновлялось более 20 лет). Приобрели музыкальные инструменты – маримбу, шесть контрабасов, комплект литавр, другое… А для более профессионального проведения онлайн-трансляций закупили видеокамеры с сопутствующим оборудованием.

О зрителях, реальных и виртуальных

С первых дней, когда мы запустили трансляции, специалисты филармонии стали собирать данные по количеству просмотров, анализировать отклики. Оказалось, что количество виртуальных зрителей часто превышало количество посадочных мест в залах филармонии.  Особенно большой отклик в сердцах публики нашли прямые трансляции в режиме реального времени. Но и поклонников архивных концертов из видеофонда филармонии оказалось много! Всего в течение прошедшего года было дано 152 видеоконцерта для наших зрителей, которые тоже быстро перестроились и с удовольствием следили за работой коллективов филармонии. Наши программы собрали более 300 тысяч просмотров, и статистика до сих пор обновляется, зрители возвращаются к видеозаписям, пересматривают концерты.

Несмотря на большой отклик на виртуальные проекты филармонии, интерес публики к живой музыке оставался всегда! И мы это особенно почувствовали накануне открытия концертного сезона. Количество звонков, писем, вопросов на сайте и в социальных сетях удивило.  24 октября мы открыли сезон концертом Губернаторского симфонического оркестра «Два гения - два юбиляра» и, честно сказать, не ожидали такого наплыва слушательской аудитории. По распоряжению Роспотребназдора мы могли заполнять зал только на 50 %, что и случилось. А для тех, кто был вынужден остаться дома, провели прямую трансляцию, её посмотрели более 4500 раз.

Однако полностью перейти в режим виртуального зала мы не готовы. Мы приобрели ценный опыт, которым будем пользоваться в дальнейшем. Трансляции уже стали частью нашей работы. Но живая музыка, непосредственное общение артистов и публики востребовано обеими сторонами – и зрителями, и творческими коллективами. И мы верим в то, что учреждения культуры перейдут в тот режим, в  котором существовали раньше. Для нас это открытые концерты для зрителей и абонементная работа с разной аудиторией.

Живая музыка и поход на концерт сохранятся ещё на долгие века, мы в этом уверены! 

  Записала Ольга Трефилкина

Фотографии предоставлены пресс-службой Филармонии Кузбасса,

Автор фотографий Максим Федичкин