Туев Константин Викторович — «Музыка Кузбасса»

Туев Константин Викторович

Музыкант

Туев Константин Викторович

Родился в городе Кемерово, своё музыкальное образование начал с шести лет, окончил Центральную Детскую Музыкальную школу № 1 по классу фортепиано (класс преподавателя Владимира Мейеровича Фуксмана), окончил теоретическое отделение Кемеровского музыкального училища. Учёбу продолжил в Красноярском государственном институте искусств в классе композиции профессора О. Проститова.

Хоровая музыка представляет большую часть его творческого мира, что не случайно: с девятнадцатилетнего возраста К. Туев начал собственную певческую практику в церковном хоре. Несколько лет К. Туев пел в Красноярском муниципальном камерном хоре (руководитель В. Резанов). В настоящее время композитор поёт в Губернаторском камерном хоре Кузбасса, а также является регентом храма Святой Троицы города Кемерово. Увлечённость работой, своеобразное общение с миром духовных песнопений, возможность через собственный исполнительский опыт постичь стиль других композиторов способствовали осознанию личностной творческой позиции.

На сегодняшний день Константином Туевым сочинены:
1. Соната для фортепиано,
2. Вариации для виолончели solo,
3. Концерт для трубы и струнного оркестра,
4. Камерно-вокальные циклы (для голоса с фортепиано),
5. Несколько отдельных хоров, среди которых и духовные,
6. Кантата «Второй огонь» для смешанного хора на стихи Василия Фёдорова,
7. Литургия Иоанна Златоуста для смешанного хора,
8. Хоровой цикл «Диалог с природой».

Пятичастная партитура «Диалог с природой» написана на стихи Давида Самойлова в 1997 году. Это один из опусов, обобщающих ранний этап композиторской эволюции. Отметим оригинальный выбор литературной основы, так как поэзия Давида Самойлова (1920-1990) довольно редко используется современными композиторами. Нестандартность композиторского выбора особенно заметна при сравнении с большим количеством написанных во второй половине ХХ века музыкальных произведений на стихи Анны Ахматовой и Александра Блока, Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. Вероятно, образное содержание стихотворений, естественность, простота поэтических текстов оказалась близка молодому музыканту. Обратим внимание и на проявившийся в выборе интерес К. Туева к лирической образности, общей философско-созерцательной атмосфере многочастного произведения. Использованное К. Туевым название для хорового цикл – «Диалог с природой» – подчёркивает свойственную разговору повествовательность. Однако, здесь композитор привлек драматургические принципы инструментального цикла для придания форме произведения большей цельности. Не случайно композитором очень тщательно выбирались стихотворения, которые он использовал в цикле.
Действительно, в музыкальных сочинениях на стихи одного поэта единство замысла в известной мере гарантируется литературной основой. Тем не менее, молодой композитор, не ограничиваясь этим, усиливает композиционную целостность приёмами моноэпического цикла, а также логикой инструментального цикла. Задуманное удаётся осуществить не столько с помощью собственно компоновки стихов, сколько с помощью выверенного драматургического плана. Так, в «Диалоге с природой» присутствует сквозное динамическое становление образов от первой части к пятой. Решающим моментом в развитии становится третья часть, которая контрастным характером звучания противопоставлена остальным. Выполняя функцию кульминации и драматургического центра, образное содержание середины позволяет понять идейный смысл всего произведения, а также логично подготавливает финальный раздел в общей композиции.


Характер образности в каждой части, помимо поэтического текста, конкретизируется присущими ей жанровыми признаками. Так, звучащий в первой части яркий солнечный соль мажор, спокойный темп, чёткий метр (4/4 и 2/4) ассоциируются с гимном. Использование этого жанра подчеркивает драматургическую функцию первой части – торжественное вступление ко всему циклу. Но это ещё и экспозиция восторженного и просветленного главного образа. В представлении композитора – возвышенного образа гармоничной, «осмысленной природы».
Вторая часть, также насыщенная в своем звучании яркими ладо-гармоническими красками, утверждает образ лирического героя, его желания и надежды на «счастливое счастье». Использование в хоровой фактуре приема антифонного пения, «широких» метров (7/4, 8/4, 9/4, 12/4), секундовых интонаций «просьбы и мольбы», подчеркивают сходство второй части с жанрами православной хоровой музыки. В связи с этим, обратим внимание и на утверждающийся в конце части си-бемоль мажор – часто используемую в церковно-певческой практике тональность (как и предыдущий соль мажор).


Третья часть выделяется драматичным и внутренне неспокойным характером. Взволнованный образ контрастирует с целостно-гармоничными первой и второй частями. Образное противопоставление подчеркнуто общим минорным наклонением, преобладанием в мелодике отрывистых фраз, оформленных ритмическим рисунком шестнадцатых. В центре части – кульминация, подчёркнутая динамикой ff и жёстко звучащими квартаккордами в верхних голосах. Так музыкально конкретизируется возникающий благодаря поэтическим строкам образ города, в котором «окна с петель рвутся, двери бьют о косяки».

Результат противопоставления – взволнованный характер четвёртой части. К. Туев не случайно использует принцип тональной арки для объединения первой, второй и четвёртой частей (соль мажор). Тем самым композитор подчёркивает произошедшую смену возвышенного лирического настроения. Просветлённая молитвенность уступает место танцевально-жанровой образности. Интересно, что пятая часть трехдольностью (метр 9/8, 6/8, 3/8) связана с четвёртой. Однако, в тональном отношении она более хроматизирована. Обилие гармонических переливов словно предвосхищает последним аккордом тональность си мажор, которая рельефно выделяется «сияющим колоритом». Финал, созвучный восторженно-торжественной первой части, утверждает позитивную одухотворённую образность.


Новый этап творчества К. Туева связан с сочинением хоровых произведений на канонические тексты. Познакомим с некоторыми из них, которые, по мнению самого композитора, могут звучать и с концертной сцены. Это «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся» и «Ныне отпущаеши». Сочинения отличаются яркой мелодикой, удобной хоровой фактурой, стройной формой. Канонические тексты опираются на интонационность народной песни, близость которой подчёркивают гетерофонный и подголосочный склады, общий диатонический колорит. Внешняя простота звучания органично соединена с внутренней лиричностью.

Источник: http://letopisi.org/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE

 




©2024 г. Проект «Музыка Кузбасса». Все права защищены.

Дизайн и разработка EGB42.RU